Маркет-мейкер

Словарь трейдера

Маркет-мейкер

Вокруг маркет-мейкеров всегда много слухов и домыслов. Информация об их деятельности недоступна среднестатистическому трейдеру, поэтому многие считают этих участников рынка едва ли не всесильными. Чтобы понять, что представляет собой понятие «маркет-мейкер» и какова его роль, нужно обратиться к фактам.

Кого называют маркет-мейкером

В переводе с английского market maker означает «создающий рынок». Английское название как нельзя лучше отражает суть деятельности маркет-мейкера. Это участник торгов, главной задачей которого является поддержание ликвидности инструментов, а также некоторых других параметров, на соответствующем уровне. По сути, маркет-мейкер представляет собой агента по стабилизации рынка.

Подобные функции не под силу выполнять одному человеку, поэтому маркет-мейкерами (сокращённо ММ) выступают крупные банки, инвестиционные организации, брокерские компании. Они заключают договор с биржей на определённых условиях и берут на себя функции регулятора рынка за вознаграждение.

Первые маркет-мейкеры появились два века назад. Уже в тот период стало понятно, что стихийный рынок сам себя не отрегулирует. Система управления рыночными процессами пришлась очень кстати, оставив довольными все стороны.

Маркет-мейкер — непростой участник рынка, имеющий в арсенале солидные активы. Его деятельность прописана в законодательстве. На территории Российской Федерации он подчиняется закону № 325-ФЗ «Об организованных торгах». 

Согласно вышеупомянутому акту, маркет-мейкер обязуется поддерживать спрос и предложение на активы, а также объёмы торгов в рамках договора, заключённого с биржей. Условия этого соглашения устанавливаются организатором торгов и обязательно фиксируются в документе. Организатором торгов может быть не только биржа, но чаще всего именно она выступает инициатором регулирования торговли.

На торговой площадке одновременно работают несколько маркет-мейкеров, а не один, как полагают некоторые трейдеры. Их количество не регламентировано, конечное число зависит от требований биржи и возложенных на ММ задач. Даже у одного финансового инструмента может быть несколько маркет-мейкеров.

Основные функции маркет-мейкера

На местном уровне каждый ММ выполняет функции, описанные в договоре между ним и организатором торгов. Но в глобальном смысле основные функции маркет-мейкера в трейдинге сводятся к следующему:

  • увеличение ликвидности;

  • формирование стакана цен;

  • сужение спредов;

  • наращивание объёмов спроса и предложения (особенно на низколиквидные инструменты).

Повышение ликвидности важно для любого инструмента. Каждый актив раньше или позже сталкивается с положением, когда намерения продавцов или покупателей одинаковы. Если одна сторона настроена не участвовать в торгах, другая не найдёт контрагентов, и ликвидность будет слишком низкой.

Маркет-мейкер, предвидя эту ситуацию, выходит на рынок и выставляет встречные заявки. Если контрагента ждут продавцы, ММ покупает их лоты. В случае с покупателями он выступает продавцом. Актив оживляется, ликвидность идёт вверх, ни одна из сторон не несёт внеплановые убытки.

То же относится к работе со стаканом цен. ММ не может допустить, чтобы заявки «болтались» в нём, не находя встречных с подходящими условиями. В его задачу входит наполнение стакана и поддержание его на приемлемом для рыночной ситуации уровне.

Немаловажно регулирование размера спредов на финансовый инструмент. Спрос и предложение — величины непостоянные и зависят от многих факторов, даже от времени суток. Если активность начинает падать, спреды увеличиваются, отчего могут пострадать как участники рынка, так и сам актив. Поэтому ММ отслеживает спреды и своевременно возвращает их к рыночным значениям.

Увеличение объёмов торгов важно для некоторых инструментов с низкой ликвидностью. Если допустить снижение объёмов до критического уровня, актив перестанет быть интересен, что повлечёт за собой непредсказуемые последствия. В этом случае маркет-мейкер выставляет ряд заявок на покупку и на продажу, чтобы влить в рынок дополнительный объём.

Деятельность маркет-мейкера

Современные торги без регулирующей их организации практически невозможны. Даже ликвидные и высоковолатильные инструменты периодически сталкиваются с ситуацией, когда стакан цен не может заполниться встречными заявками, а спрос или предложение катастрофически падает, из-за чего спред расширяется до небывалых значений. Нынешний рынок слишком динамичен, работает на высоких скоростях, и его участники не могут себе позволить неделями ждать, когда их заявка встретит достойное предложение.

Поэтому маркет-мейкеры всегда востребованы на торговых площадках. Их работа часто незаметно глазу, но именно они обеспечивают стабильность рынка и предсказуемость цены. Важность их деятельности можно проиллюстрировать несколькими примерами.

Например, инвестор планирует перегруппировать свой портфель, и для этого ему требуется продать большой пакет акций одной компании. Вряд ли сразу найдутся желающие раскупить весь лот, особенно если владелец предлагает их по выгодной для себя цене. В отсутствие маркет-мейкеров инвестору придётся продавать бумаги понемногу и ждать, когда разойдётся всё количество. Только после этого он сможет или вывести деньги, или докупить желаемый актив.

Когда ММ на месте, он выкупает лот целиком и позволяет инвестору получить свою выгоду, заодно удерживая цену от неожиданных скачков. Любой участник рынка приветствует предсказуемость стоимости инструмента и отсутствие непредвиденных рывков ценовой кривой. Если пустить цену на самотёк, привлекательность рыночной торговли сильно упадёт, поскольку этот процесс станет больше похож на лотерею.

Другой пример: после продажи акций инвестор планирует немедленно вложить деньги в другой актив. Но купить большой объём единовременно очень сложно. Редкие участники выходят на рынок большими лотами. Деньги зависнут в ожидании подходящего варианта, а участник рынка будет вынужден скупать желаемый актив малыми частями по разным ценам. Владелец счёта встанет перед выбором: терять время и выискивать подходящую цену либо соглашаться на худшие предложения, чем он изначально рассчитывал.

Здесь на помощь участнику торгов также приходит маркет-мейкер и продаёт ему нужный актив, причём цена и количество устроят инвестора. ММ может сначала купить этот актив, если у него нет в наличии заявленного лота, и продаст его инвестору, даже если сделка для ММ будет убыточной. За это он берёт вознаграждение от организатора торгов.

Значение регулирования рынка маркет-мейкером в периоды высокого напряжения вообще трудно переоценить. Когда участники торгов, охваченные паникой, спешно распродают свои активы, рынки могут обрушиться, если ММ не внесёт свой вклад в выравнивание цены и поддержание более-менее стабильного состояния торгов. Замаячит реальная угроза экономикам целых стран.

Агент, занимающийся стабилизацией рынка, имеет доступ ко всей инсайдерской информации и наблюдает картину, складывающуюся на рынке, целиком, а не по частям, как прочие. Маркет-мейкер видит данные по всем заявкам, как рыночным, так и отложенным. Он также просматривает условия, с которыми эти заявки выставлены (стоп-лосс, тейк-профит).  

Информация систематизируется, и с помощью электронно-вычислительных средств определяются справедливые на текущий момент параметры инструмента: цена, объёмы торгов, соотношение спроса и предложения, а также разница между ценой покупки и продажи (спред). Благодаря этому алгоритму ММ знает, каких цифр придерживаться в процессе регуляции рынка.

В чём выгода маркет-мейкера

Маркет-мейкер покупает и продаёт финансовые инструменты за свой счёт и зачастую по невыгодной для себя цене. Что же он получает взамен?

Основа функционирования ММ в том, что он оказывает организатору торгов услуги на возмездной основе. Размер вознаграждения и условия его зачисления указываются в договоре. Иногда это комиссия, выплачиваемая после каждой сделки, или иной способ расчётов.

Маркет-мейкер также получает доход от больших оборотов, с которыми выходит на рынок, и спредов, поскольку выставляет разнонаправленные заявки. Доход с рыночных операций может быть довольно значительным.

Еще одна часть заработка маркет-мейкера заключается в его торговой деятельности на рынке. Чтобы усилить интерес агента к работе над стабилизацией торгов, организаторы разрешают ему заключать собственные сделки, не связанные с выполнением условий договора. Имея на руках всю необходимую информацию, ММ может хорошо заработать.

Многие интересуются, не сможет ли маркет-мейкер использовать своё положение и доступ к инсайдерской информации, чтобы злоупотреблять ими в корыстных целях. Такой вариант возможен, ведь соблазн действительно присутствует. Поэтому законодатель предусмотрел меры контроля над организациями, регулирующими рыночные процессы. 

По указанию законодательных актов биржа (или иной организатор торгов) составляет правила торгов для каждой секции. В них также прописываются требования к маркет-мейкерам и порядок, согласно которому они исполняют свои обязанности. Правила предоставляются в ЦБ, который накладывает свою резолюцию. Если в один или несколько пунктов вносятся изменения, они подлежат дополнительной регистрации российским регулятором. 

Законом предусмотрено и создание организатором торгов особого подразделения, которое подчинено напрямую представителям исполнительной власти. Этим может заниматься и физическое лицо, назначенное на подобную должность. Подразделение будет следить за ходом торгов и пресекать неправомерное использование инсайдерской информации, а также должно исключить манипулирование рынком.

Санкции ЦБ за нарушение торговых правил или злоупотребление своими правами строгие – регулятор может оштрафовать маркет-мейкера на большую сумму и отстранить от торгов на время или без возможности восстановления. Актуальный список ММ обычно публикуют биржи, его можно найти в разделе секций, иногда по отдельным инструментам.

Резюме

Официальный маркет-мейкер — это участник торгов с особым статусом, позволяющим ему собирать информацию обо всех происходящих на рынке событиях и структурировать её для определения справедливых параметров финансового инструмента. Используя полученные данные, ММ обеспечивает рынку стабильность, внося коррективы в качестве участника торгов.

Деятельность ММ регулируется законом, претенденты на эту роль подают заявки организатору торгов и заключают с ним договор, в котором чётко указаны все полномочия и обязанности маркет-мейкера. Там же прописываются штрафные санкции за несоблюдение договора.

Работа маркет-мейкера крайне выгодна участникам рынка. С помощью агента стабилизации им не приходится долго ждать встречной заявки по адекватной цене. Движение цены становится более предсказуемым, без неоправданных скачков в ту или иную сторону, благодаря чему прогнозировать рыночную ситуацию проще. 

Кроме того, ММ ограничивает спекулянтов, которые пытаются загнать цену на ликвидный актив чересчур высоко или «уронить» её ниже справедливого значения, чтобы получить большую прибыль.