Паритет покупательной способности

Теоретические основания фундаментального анализа

Паритет покупательной способности

Паритет покупательной способности, сокращенно ППС, — это сопоставление валют разных государств по их способности к приобретению определённых товаров и услуг.

Основой для анализа в рамках данной теории является понятие «покупательной корзины» (одинакового в разных странах набора товаров). Исходя из этого, курсы валют определяются с учетом относительных цен этой «потребительской корзины». Ожидается, что изменения в уровне инфляции должны быть нейтрализованы такой же силой противоположного направления, изменениями цены «потребительской корзины».

Чем выше цены и издержки производства внутри страны по сравнению с иностранными, тем больше возрастает импорт по сравнению с экспортом. Поэтому высокий уровень цен внутри страны и низкий уровень цен за ее пределами обычно означает высокие цены на иностранную валюту. Согласно концепции паритета покупательной способности, изменение соотношения валютных курсов двух стран при прочих равных условиях пропорционально изменению соотношения между внутренними ценами и ценами за границей.

Если один и тот же товар стоит 2 доллара в США и 2 евро в Европе, то в соответствии с теорией равенства покупательных способностей валют, курс евро к доллару должен быть 1:1. Если же в настоящее время средний курс — 1,16 долларов за 1 евро, то говорят, что доллар «недооценен», а евро «переоценен». Эта теория говорит, что курс валют должен стремиться в сторону 1:1.

Относительная слабость этой теории состоит в том, что она предполагает свободную торговлю товарами без учета тарифов, квот и налогов. Другой недостаток — ее применение к ограниченному стандартному набору товаров, но не к услугам, где имеют место значительные разницы в ценах. Более того, существует много факторов, влияющих на курсы валют, кроме разницы инфляций и процентных ставок. Среди них пресс-релизы и отчеты о состоянии экономики, рынки активов, политические события и расстановка политических сил. До 90-х годов существовало мало практических доказательств эффективности теории равенства покупательных способностей. После 90-х стало видно, что эта теория применима только в плане ориентации для долгосрочного анализа (около 3—5 лет).